Игра, объединившая поколения: легендарная лотерея «Спортлото» отмечает 55-летний юбилей
Легендарная лотерея «Спортлото», ставшая настоящим культурным феноменом советской эпохи, в этом году отмечает свое 55-летие. В честь юбилея самой успешной и популярной в СССР лотереи на Цветном бульваре в Москве совместно с информационным агентством ТАСС открылась выставка, посвященная ее истории, возрождению бренда «Спортлото» в наши дни и его роли в развитии современного общества.
История проведения спортивных лотерей в СССР началась 20 октября 1970 года — в этот день в Центральном Доме журналиста прошел первый тираж новой лотереи с числовой формулой «6 из 49», получившей название «Спортлото». Ее придумали с целью финансовой поддержки развития спорта в СССР, взяв за основу зарубежный лотерейный опыт. Главным лозунгом «Спортлото» стала фраза «Выигрываете вы — выигрывает спорт!».

«Спортлото» стала первой спортивной числовой лотереей в СССР, в которой можно было выбирать игровую комбинацию чисел самостоятельно, что делало ее еще интереснее для участников. Это был настоящий успех — если на первый тираж лотереи было продано около 1,5 миллиона билетов, то уже спустя пару месяцев количество проданных билетов возросло до 10 миллионов. Первое время принять участие в розыгрышах могли только жители Москвы, но со временем география проведения лотереи расширилась и на другие города и республики СССР.
За четыре года «Спортлото» набрало большие обороты, и 10 января 1974 года в студии Центрального телевидения состоялась первая телетрансляция розыгрыша. Тиражи стали показывать по первому телеканалу, а аудитория розыгрышей достигла десятков миллионов людей по всему Советскому Союзу. Популярность лотереи привела к тому, что спустя время появилось еще одно «Спортлото» — «5 из 36». Тогда же в дополнение к тиражным запустилась и моментальная лотерея «Спринт». «Спортлото» превратилось в народное развлечение и стало важным семейным событием для советских граждан.
Во времена СССР в лотереях участвовало до 70% взрослого населения. Отчисления от лотерей обеспечили до четверти бюджета летней Олимпиады-80 в Москве и позволили построить и реконструировать по всему СССР спортивные сооружения, которые и сейчас являются значимыми при проведении знаковых мероприятий. Средства на подготовку спортсменов мирового уровня, строительство стадионов, открытие кружков и секций — все это делалось прежде всего на деньги от «Спортлото».

Сегодня традиции самой популярной в СССР лотереи «Спортлото» продолжает крупнейший распространитель всероссийских государственных лотерей «Столото». В семействе «Спортлото» сейчас пять лотерей, в числе которых «Спортлото «5 из 36», «Спортлото «4 из 20», «Спортлото «7 из 49», «Спортлото «6 из 45» и «Большое Спортлото». Лотереи, распространяемые под брендом «Столото», — значимый источник пополнения федерального бюджета РФ с целью финансирования социально значимых объектов и мероприятий, в том числе мероприятий по развитию физкультуры и спорта, спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва. Общий объем перечисленных целевых отчислений от лотерейной деятельности в бюджет РФ общим накопительным итогом на конец 2022 года составил 20,5 миллиарда рублей. Общий объем перечисленных отчислений и сборов от проведения лотерей (лотерейной деятельности) в бюджеты РФ разных уровней (включая целевые отчисления) накопительным итогом на конец 2022 года составил 45,2 миллиарда рублей.
«Спортлото» стало яркой частью нашей культуры. Большинство из нас смотрели фильм Леонида Гайдая «Спортлото-82», помнят строчки Владимира Высоцкого «Мы напишем в «Спортлото». Кто-то помнит, как в советской лотерее участвовали родители, бабушки и дедушки. Команда «Столото» возродила бренд, ставший легендой еще в советское время, сохранив его историю, уникальность и ценность и вместе с тем внеся в него дух современности. Сегодня «Спортлото» так же популярно у россиян, как и более полувека назад. В честь юбилея «Спортлото» на Цветном бульваре в Москве открылась выставка, рассказывающая об истории и миссии лотереи, о победителях и о том, какую важную роль лотерейный бренд «Спортлото» играет в финансировании социально значимых проектов в нашей стране сегодня. Не упустите возможность и успейте до 31 октября поближе познакомиться с легендарным «Спортлото», — сказала Екатерина Тутон, заместитель генерального директора многопрофильного холдинга S8 Capital, в который входит «Столото».
В рамках всероссийского конкурса «50 легендарных брендов» «Спортлото» с 2019 года ежегодно входит в число самых любимых россиянами брендов, родившихся во времена СССР. Всероссийский конкурс «50 легендарных брендов» ежегодно проводится на площадке издательского дома «Комсомольская правда», победители определяются по итогам народного голосования. Очередной, шестой сезон конкурса «50 легендарных брендов», в котором подвели итоги голосования за 2024 год, стал особенным, поскольку бренд «Спортлото» стал победителем в номинации «Народный чемпион» за пятилетнее лидерство в народном голосовании и самое большое количество голосов читателей «Комсомольской правды».
Кроме этого, лотерейный бренд «Спортлото» в 2022 году признан Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом) общеизвестным товарным знаком. Сведения об этом представлены на официальном сайте Федерального института промышленной собственности (ФИПС) в Реестре общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков (номер свидетельства – 242).
Напомним, что с 2014 года все лотереи в России — государственные. Организаторами выступают Министерство финансов Российской Федерации и Министерство спорта Российской Федерации. Государственный контроль (надзор) за лотереями осуществляет ФНС России. Государственные лотереи, распространяемые под брендом «Столото», являются значимым источником пополнения федерального бюджета Российской Федерации, в том числе с целью финансирования социально значимых объектов и мероприятий, в частности мероприятий по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва, таким образом внося соразмерный вклад в улучшение качества жизни россиян.