Хомо девелопус
Шандор Демьян, любитель лотерей и первый девелопер Центральной и Восточной Европы, все больше работает в России, все реже бывает в Венгрии и слышать не хочет о Западе с его кризисами и рецессиями.
Совсем недавно о таких, как он, говорили: «руководитель советского типа». И в самом деле, Шандор Демьян пришел в большой капиталистический бизнес из экономики эпохи «развитого социализма» — это словосочетание четверть века назад произносили непременно с благоговейным придыханием, с обязательным брежневским ударением на предпоследнем слоге в первом слове. Шандор Демьян, чье состояние приближается к полутора миллиардам долларов, о тех временах не жалеет. Он, самый богатый человек в Венгрии, скорее может сожалеть об ином. О том, что слишком рано пришел в мир земной, а значит — слишком поздно развернулся во вселенной свободных рыночных отношений, которые стали возможными лишь после падения «лагеря мира и социализма». Шандору Демьяну уже крепко за шестьдесят. И тем не менее он планирует свою жизнь на полвека вперед. «Иначе в современном бизнесе, особенно в строительном, нельзя, — говорит он. — Девелопер означает «человек развивающийся». Добавим: не только развивающийся, но ещё и азартный.
Гослото-2008
«Мы начинаем реализацию лотерейных билетов в России. Может быть, покажусь нескромным, но этот проект станет крупнейшей в мире лотереей, аналога которой нет. Когда мы доведем систему до ума, это будет означать 60 тысяч розничных точек по реализации билетов. А значит, будет и 60 тысяч рабочих мест. В дальнейшем в ходе программы можно будет достигнуть инвестиций в размере полутора миллиардов евро. Концепция проекта такова, что каждый участник лотереи сможет
Проект амбициозный, но невероятно трудоемкий. Проведением лотереи занимается
К азартному бизнесу в России Шандор Демьян подходит с присущим ему размахом. До конца этого года в семидесяти регионах страны будут установлены 10 тысяч терминалов по продаже лотерейных билетов, а на будущий год количество их вырастeт до 30 тысяч. Играют все! Пятнадцать процентов от дохода устроители лотереи станут перечислять на реализацию федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию физкультуры и спорта в РФ на 2006–2015 годы. С 2010 года половина бюджета этой программы будет финансироваться за счет «Гослото». Планируется, что объем целевых отчислений в ФЦП от проведения лотереи составит более 30 миллиардов рублей. На эти деньги предусмотрено строительство почти 1,5 тысячи спортивных центров, более 700 бассейнов… Все они станут собственностью субъектов Федерации. И во главе этого мегапроекта — Шандор Демьян. «Его международная репутация гарантирует, что у россиян, стремящихся своими средствами помочь нашему спорту, не будет сомнений в отношении прозрачности игрового процесса», — считает двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Фетисов, ныне сенатор, ранее возглавлявший Федеральное агентство по физической культуре и спорту.
Любопытно, что многие крупные российские предприниматели замахивались на организацию федерального «лото». Однако справился с задачей только Демьян. Ведь надо было выполнить непременное условие правительства России, ранее оказавшееся не по карману некоторым капитанам российского бизнеса, — перечислить на реализацию ФЦП внушительную сумму. За два года подготовки «Гослото» Шандор Демьян перевел в федеральный бюджет 561 миллион рублей. До конца 2008 года будет перечислено ещё миллиард 288 миллионов. Таковы были условия контракта, которые венгр выполнил.
Филантропия? Вряд ли. Демьян, хоть и не лишен романтизма, как большинство представителей послевоенного поколения, но в бизнесе является прагматиком до мозга костей. Он проецирует на огромную страну опыт микроскопической на карте мира Венгрии. В ней только в прошлом году лотерейный оператор Szerencsejatek получил операционную прибыль в 5 миллионов евро при выручке в 572 миллиона евро. И пусть скептики утверждают, будто расходы отобьются не раньше, чем через три года и будто объем российского лотерейного рынка составляет не более 300 миллионов долларов. Демьян знает, что делает: «Венгры, как известно, пришли в Европу
Олигарх-товаровед
«Мне интересно все, что интересно», — сформулировал свое кредо Шандор Демьян. Игра в лотерею — это для него, ясное дело, не более чем хобби. Главное же его детище называется TriGranit. Обычно названия венгерских фирм ни для кого, кроме жителей Паннонии, непроизносимы. Но в случае со строительным холдингом Демьяна бренд был изначально задуман таким, чтобы быть доступным для носителей большинства европейских языков.
Начиналась карьера самого крупного сегодня девелопера Центральной и Восточной Европы с торговли. «Советские люди, бывавшие в Венгрии, хорошо знали
Легко сказать! До сих пор народ по берегам голубого Дуная гадает, как Демьяну удалось сделать своими компаньонами именитых мировых предпринимателей. И прежде всего канадца Питера Мунка, основателя и владельца крупнейшей в мире по добыче и запасам золотодобывающей компании Barrick Gold (добыча в 2006 году 8,64 миллиона тройских унций). Сам Шандор Демьян рассказывает о создании в 1997 году одного из ведущих сегодня в Европе девелоперских холдингов с душевной простотой: TrizecHahn, крупнейшая девелоперская компания Северной Америки, предоставила ему заем в размере 25 миллионов долларов под 12 процентов годовых. Дело в том, что Питер Мунк, держатель контрольного пакета акций этой компании, тоже венгр по происхождению. Заем был дан под его личную гарантию. На эти средства и была образована TriGranit. Начинали, считай, едва ли не с нуля, а сегодня рыночная стоимость компании Демьяна — порядка 3 миллиардов евро. Занятые же деньги Шандор вернул.
Демьяну принадлежит 34 процента акций TriGranit. У Питера Мунка — 19 процентов. 25 процентов принадлежит крупной австрийской девелоперской компании IMMOEAST Immobilien Anlagen. 12 процентов — Натаниэлю Ротшильду, сопредседателю совета директоров американской инвестиционной компании Atticus Capital. И 10 процентов — Шандору Чани, президенту венгерского сберегательного банка ОТР Bank, второму по богатству после Демьяна человеку в Венгрии. Вот компания какая! Неудивительно, что ей оказалось по плечу освоить в первые же годы своего существования весьма амбициозные проекты: Millenium City Center (500 000 квадратных метров), WestEnd City Center (194 000 метров) и Национальный театр в Будапеште, Esplanada City Center (880 000 метров) в Бухаресте, курортные зоны в Хорватии и на Сейшелах…
«Наша философия очень простая. Мы стараемся строить высококачественные здания в короткие сроки. Так, WestEnd City Center, который накрыл в Будапеште железную дорогу, был введен в эксплуатацию всего за 365 дней, — с гордостью сообщает Шандор Демьян. — Качество наших зданий позволяет получать от сдачи их в аренду на пятьдесят процентов больше, чем на похожих объектах других компаний. Все крупные арендаторы сами нам звонят и делают заявки на аренду помещений». Сегодня в портфеле компании находятся объекты в десяти странах общей стоимостью более 8 миллиардов евро. География проектов самая разнообразная. И многие из них связаны с Россией.
Да это и понятно. По данным компании Knight Frank, доходность инвестиций в торговые центры в России превышает 11 процентов, в Венгрии она составляет 6–7 процентов, в странах Восточной Европы — 5,5–6,5 процента, а в Западной Европе — всего 3,5–6 процента. Неспроста TriGranit начала инвестировать в российскую недвижимость первые миллионы из 5 миллиардов долларов, запланированных ещё в 2007 году. Тогда Шандор Демьян заявил о намерении создать фонд с «
Стройбарон
Шандор Демьян умеет использовать каждый шанс на все сто, тем более что строительная сфера в России полностью открыта для иностранных капиталовложений. Первым знаковым проектом TriGranit в Москве, осуществляемым совместно с компанией «ОСТ груп», стало строительство
Медиацентр «Телефабрика» вырастет через 2–3 года на Васильевском острове, а
Любопытная деталь: Демьян, личное состояние которого оценивают более чем в 1,4 миллиарда долларов, строит в Албании и Хорватии, Польше и Румынии, России и Словении, но очень мало, не более 10 процентов объема капиталовложений, — в Венгрии. Он, возглавляющий Ассоциацию предпринимателей этой страны, несколько лет назад пребывал в весьма сложных отношениях с венгерскими властями. Строительный барон заявил как то, что «
Это помимо строек и производство сельскохозяйственной продукции в Воронеже, Рязани, Ростовской области и Татарстане («Сельское хозяйство — мое хобби», — говорит он), и завод листового стекла в Нягани, что в
Сбить дыхание этому не знающему устали и тяжести годов человеку, похоже, не в состоянии никакой финансовый кризис. Его секрет прост — надо искать такие места для инвестиций, где норма прибыли выше. чем на Западе. Впрочем, риски, присутствующие на быстрорастущих рынках, нельзя сбрасывать со счетов. Компании «Торговый квартал» пришлось заморозить проект строительства торгового центра в Омске площадью почти 100 тысяч квадратных метров. По словам Шандора Демьяна, это связано с отказом банков предоставить кредиты. При этом венгерский предприниматель не исключает, что сам профинансирует этот проект. Ведь кризисы приходят и уходят, а недвижимость остается.
Словно вызов Шандора Демьяна мировому финансовому катаклизму — проект создания на месте заброшенной югославской
Бывший «старший товаровед» из универмага «Шкала» вообще умеет быть среди первых. Не зря учрежденная и спонсируемая им премия так и называется Prima Primissima — «Первая из первых». Она ежегодно вручается на торжественной церемонии по десяти категориям — от литературы до спорта — самым блестящим людям Венгрии. И равный среди них, конечно же, он сам.
Журнал «Итоги»