Лотерейная индустрия переезжает в смартфон
Распространение мобильных устройств и рост проникновения мобильного интернета приводят к тому, что еще одна традиционная сфера постепенно становится цифровой. О digital-будущем лотерей — в статье TelecomDaily.
Мировой рынок лотерей намного больше российского, а история его богаче. Тем не менее, все страны в целом следуют общим трендам: это развитие цифровых каналов продажи лотерейных билетов, в том числе мобильных приложений. Этот тренд будет только усиливаться.
Лотереи уходят в онлайн
В 2018 году общее число загрузок приложений во всём мире превысило 194 миллиарда, «поправившись» на 35% по сравнению с тем же показателем 2016 года. Согласно данным App Annie, порядка 50% всех установок Android- и iOS-приложений в 2018 году пришлись на долю Китая. В некоторых странах темпы роста мобильной экономики превышают темпы роста национального ВВП.
Объем мирового лотерейного рынка составил 302,3 млрд долларов в 2018 году. Ожидается, что к концу 2025 года он достигнет 379,7 млрд. При этом в 2019-2025 годах среднегодовой темп роста составит 2,9%.
Все большую долю на рынке получают онлайн-лотереи. Согласно оценкам, объем данного сегмента к 2023 году достигнет доходов более 10 млрд долларов, а его рост в среднем составит 8% в течение 2017-2023 годов. Таким образом, онлайн-лотереи будут расти значительно быстрее, чем традиционные.
Такие страны, как США, Великобритания, Швеция Италия и Китай являются крупнейшими лотерейными рынками мира по объему доходов. А в целом на мировом рынке чувствуется растущее влияние новых технологий: например, появляются идеи создания лотерей на базе децентрализованных платформ типа блокчейна.
Онлайн-лотереи и их особенности
Основных моделей лотерей, набирающих популярность онлайн, несколько. Самый распространенный — розыгрыши, в которых выбор осуществляется компьютерной системой. Такие игры приносят наибольшую прибыль. Здесь доминируют такие компании, как Lotto, Euro Millions, Eurojackpot, Pick 3, Spiel, Draw и другие. К розыгрышам через цифровые каналы более склонны представители поколения миллениалов. Прогнозируемый рост — на 8% ежегодно.
Менее развиты сегменты мгновенных розыгрышей, онлайн-викторин и комбинированные варианты. Все больше мировых игроков выпускают отдельные мобильные приложения для разных типов лотерей. Например, год назад один из крупнейших индийских операторов лотерей, Sugal & Damani, представил мобильную платформу Luckykhtel. Для него даже была разработана уникальная система идентификации пользователей, которая позволяет выявлять тех, кому меньше 18 лет, и ограничивать их доступ к игровому контенту.
По словам Альберта Усманова, директора по цифровому маркетингу S8 Capital, если говорить о моделях лотерей, то в России в цифровых каналах спросом пользуются числовые лотереи, такие как «Гослото «4 из 20», в которых разыгрываются многомиллионные призы, а розыгрыш проходит дважды в день — утром и вечером. Также популярны быстрые лотереи, где розыгрыш проходит каждые 15 минут. График проведения этих лотерей построен таким образом, чтобы каждые 2.5 минуты происходил розыгрыш одной из них. Это возможность развлечься во время скучного совещания, ожидания встречи или поездки в метро.
Он также отметил растущий интерес потребителей к бинго-лотереям, например, «Русскому Лото». Так, в этом году зафиксировано рекордное количество проданных на один тираж билетов этой лотереи — более 15 млн штук. «Мы отмечаем, что все больше участников телелотерей переходят из офлайн-каналов в онлайн. За последний год нам удалось нарастить продажи по этой категории более чем в два раза», — отметил Альберт Усманов.
Потенциал российского рынка
Если сравнивать средние годовые затраты на покупку лотерейных билетов в разных странах, то в России они составляют 334 руб. в год на одного жителя. Меньше только в Африке (200 руб.), а вот в Центральной и Южной Америке уже 1,2 тыс. руб., в Европе — 7,6 тыс. руб., а больше всего на билеты тратят в Северной Америке и Австралии: 12,5 тыс. руб. и 11,7 тыс. руб. соответственно.
Российский рынок лотерей идет в гору: по данным компании «Столото», процент населения страны, принимающий участие в розыгрышах, постоянно растет: если в 2014 году он составлял 4%, то на конец прошлого года — уже 27%. То есть практически каждый третий совершеннолетний житель России в год приобрел хотя бы один лотерейный билет.
Потенциал роста у российского рынка огромный: 66,7% россиян планируют принять в них участие в ближайшем будущем. Особенно быстро растет доля участников в онлайн-каналах: только за половину 2018 года, по данным «Столото», таковых было 32,6 млн, а уже в первом полугодии 2019 года их стало на 14,8% больше — 37,4 млн. Значительная часть прироста приходится на мобильные платформы: активность на сайте «Столото» выросла на 5,8%, в мобильной версии сайта — на 21,5%. Вдвое увеличилось число загрузок приложения для Android, в три раза — для iOS.
При этом на мобильном рынке распространители лотерей конкурируют с мобильными играми: последние занимают более 50% рынка платных транзакций на мобильных платформах. «Сейчас мы разрабатываем новую стратегию развития мобильного приложения „Столото“. Точку роста видим в поиске и реализации механик, которые позволят нам конкурировать с мобильными играми, а также инструментов, направленных на усиление soft-валюты и удержание потребителей», — рассказали TelecomDaily в пресс-службе «Столото».
Таким образом, хотя российский рынок отстает от мирового по объему, он держит курс на главные драйверы: взрывной рост онлайна и мобильных платформ.
Источник: